Произведение напечатано в сборнике
"Дороги солнечная нить", Майма,
Горно-Алтайская Республика, 2018;
в газете "Томский пенсионер", №47, 2019
В первые годы студенчества свежа была тоска по дому. Преподаватели пытались нас развлечь своими воспоминаниями. Однажды, на полевой практике доцент кафедры физгеографии завела разговор о своей студенческой послевоенной жизни. Училась она в послевоенные годы в сибирской Аlma Мater – Томском государственном университете на геолого-географическом факультете.
- В комнате общежития (в котором теперь размещён корпус№2, а студенты его зовут просто - БИН) нас проживало двадцать человек – с первого по пятый курс. Как сейчас перед глазами стоит картинка: мы – первокурсники - в уголке на кровати готовимся к коллоквиуму по общему землеведению. Второкурсница на свидание собирается: кто-то ей туфли свои дал, кто-то – выходное платье. Две третьекурсницы, примостившись на подоконнике, пишут конспекты очередного урока - готовятся к педпрактике в школе. Ребята и девчата четвёртого курса на рюкзаках, сложенных кучей в углу, проводят последние экономические расчёты дальней комплексной практики. А подружки невесты-пятикурсницы пишут сценарий её свадьбы.
Питались, сбрасываясь деньгами от стипендии и продуктами, привезёнными из дома. Выпало как-то «дежурство по камбузу» мне с подружкой. А рост у нас был как у Тарапуньки и Штепселя – 1,75 метра и 1,5 метра. Кухня в подвальном помещении. На ужин мы приготовили макароны, но не по-флотски, а по-студенчески: без мясного фарша, отварные и поджаренные на постном масле в алюминиевой сковороде метрового диаметра. Несём мы блюдо, поддерживая дно с двух сторон рукавицами-верхонками, чтобы не обжечь руки. И получилось так, что я – высокая – поднималась по лестнице впереди, а соседка оказалась внизу. На середине лестнице сковорода выскользнула из рук и упала «по закону бутерброда». Наше замешательство было секундным. Представив глаза восемнадцати голодных соседок, мы молча присели и быстро-быстро собрали верхонками все макароны в сковороду. Потом, так же молча, принесли их в комнату. Первые минуту не могли ужинать, но когда поняли, что до утра придётся голодать, взяли ложки и вместе со всеми дружно опустошили сковороду, вспоминая присказку преподавателя почвоведения: «У нас, у огородников, каждая пылинка словно витаминка».
1 августа 2016